Социально-педагогический проект "ПИСЬМО ДРУГУ"
Обоснование актуальности проекта
Одной из важнейших задач нравственного воспитания подрастающего поколения в современных социально-экономических условиях является воспитание любви к Родине. Чувство патриотизма многогранно по структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины.
Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому, у них единая основа – привязанность и чувство защищенности. Если педагоги и родители будут воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Дошкольная педагогика определяет приоритетную роль таких средств патриотического воспитания дошкольников, как природное и социальное окружение, в котором они живут. Дополняет перечень средств патриотического воспитания художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игровая и трудовая деятельность, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.
Однако, как показывает практика, перед педагогами дошкольного образования стоит проблема поиска эффективных форм работы с детьми, определения взаимосвязи средств воспитания, позволяющих успешно решать задачи формирования основ гражданственности и патриотизма
у дошкольников. Сложность решения задач патриотического воспитания определена возрастом детей – все чувства только зарождаются и не могут быть сформированы окончательно.
Данные факты определяют актуальность областного социально-педагогического проекта «Письмо другу».
Сроки реализации: сентябрь 2021 года – август 2022 года.
Цель проекта – воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природными и социальными объектами ближайшего окружения; развитие связной речи и культуры общения в процессе написания коллективных писем о своей малой родине сверстникам из других районов Минской области.
Задачи проекта:
1. Изучить методику организации занятий по живому слову (составление коллективных писем).
2. Определить природные и социальные объекты ближайшего окружения, доступные для восприятия детей дошкольного возраста.
3. Разработать экскурсионные маршруты для детей к природным
и социальным объектам населенного пункта, в котором находится учреждение образования.
4. Включить в образовательный процесс проведение экскурсий
по разработанным маршрутам, виртуальных экскурсий*; проведение занятий по живому слову (составление коллективных писем) в рамках нерегламентированной деятельности.
5. Создать условия для привлечения родителей к участию в реализации проекта посредством организации в выходной день прогулок с детьми к природным и социальным объектам населенного пункта, в котором находится учреждение образования.
6. Организовать переписку между учреждениями дошкольного образования Минской области.
7. Обеспечить трансляцию результатов реализации проекта посредством сайтов.
8. Представить итоги участия в проекте родительской и педагогической общественности в рамках мероприятий на уровне учреждения образования, района, г. Жодино, области.
Основная идея проекта
Систематическая работа по организации для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста экскурсий к природным и социальным объектам ближайшего окружения (виртуальных экскурсий*), коллективное составление писем и переписка со сверстниками из других районов, г. Жодино будут способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о своей малой родине, Минской области и Республике Беларусь, развитию культуры общения и связной речи, воспитанию основ патриотизма и гражданственности.
Основные теоретические положения проекта.
Реализация проекта предполагает:
• определение наиболее интересных объектов в населенном пункте, где находится учреждение образования: природные и промышленные объекты, спортивные и культурные объекты, исторические места;
• разработку планов-схем экскурсионных маршрутов, описание экскурсионных маршрутов (подготовительная часть, ход экскурсии, послеэкскурсионная работа);
• разработку виртуальных экскурсий*;
• включение экскурсий (виртуальных экскурсий*) как формы обучения в образовательный процесс;
• организацию занятий по живому слову в рамках нерегламентированной деятельности воспитанников;
• вовлечение родителей в образовательный процесс посредством организации в выходной день прогулок с детьми к отдаленным природным и социальным объектам населенного пункта, в котором находится учреждение образования;
• организацию переписки с другими учреждениями дошкольного образования Минской области;
• оформление альбома «Моя малая родина в письмах к друзьям» для фиксации результатов переписки;
• создание районных электронных книг «… район в рассказах и рисунках дошколят»;
• создание электронной книги «Минщина в рассказах и рисунках дошколят».
Реализация проекта будет способствовать:
• формированию у детей представлений об интересных социальных
и природных объектах ближайшего окружения, воспитанию основ гражданственности и патриотизма, развитию связной речи, навыков общения и изобразительной деятельности;
• повышению уровня педагогических компетенций родителей в вопросах гражданского и патриотического воспитания детей, организации прогулок с детьми в выходной день; вовлечению родителей в образовательный процесс учреждения дошкольного образования;
• развитию творческого потенциала и профессиональных компетенций педагогов в процессе реализации и представления результатов проекта
Областной социально-педагогический проект «Письмо другу»
Малая родина — что мы вкладываем в это понятие? Место рождения. Место, куда тянет. Место, связанное с рассказами родителей, бабушек и дедушек... Наша малая родина— городской посёлок Мачулищи, история которого насчитывает четырёхсотлетнюю историю.
Мачулищи известны с 1590 года как шляхетская собственность в составе имения Гатово. В 1600 году деревня под названием Мочул принадлежала И. С. Корсаку, позже она была переименована в Мачулищи. Само же название нашего посёлка идёт от слов «мачыла» или «мачула», что означает пруд для замочки льна, конопли, бочек.
С 1791 года поселок стал владением католической церкви. В 1800 – 1815 годах село было в собственности Минского женского бернардинского монастыря. В 1917 в Мачулищах открыли народное училище. В 1924—1930 годах населенный пункт находился в составе Минского округа как самостоятельное поселение.
В 1939 году вблизи Мачулищ началось строительство военного аэродрома. После Великой Отечественной войны продолжилось развитие местной авиационной базы, и в 1953 году Приказом Министра обороны СССР образован военный городок рядом с деревней Мачулищи. А 10 февраля 1997 года Военный городок № 92 преобразован в посёлок городского типа Мачулищи. Именно с этого момента началось активное развитие населенного пункта.
В населенном пункте в достаточном количестве представлена социальная инфраструктура. На данный момент в Мачулищах располагается действующая 50-я смешанной авиабаза и 49 радиотехническая бригада, агрокомбинат, провославная и протестантская церковь, 3 детских сада, средняя и музыкальная школы, дом культуры, поликлиника.
Основными достопримечательностями являются Музей в самолёте, Аллея Героев, мемориальный комплекс 121-му Гвардейскому тяжелому бомбардировочному авиаполку, в состав которого входит памятник экипажу Вдовенко, мемориал Героев и погибших в годы Великой Отечественной войны однополчан, биологический заказник «Соколиный», где можно окунуться в прохладу тенистых дорожек экотропы.
МАРШРУТЫ