Областной социально-педагогический проект «Письмо другу»

Социально-педагогический проект "ПИСЬМО ДРУГУ"

 
В сентябре 2021 года в Минской области стартовал социально-педагогический проект «Письмо другу», участниками которого стали педагоги и воспитанники учреждений дошкольного образования.

 

Обоснование актуальности проекта

Одной из важнейших задач нравственного воспитания подрастающего поколения в современных социально-экономических условиях является воспитание любви к Родине. Чувство патриотизма многогранно по структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому, у них единая основа – привязанность и чувство защищенности. Если педагоги и родители будут воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Дошкольная педагогика определяет приоритетную роль таких средств патриотического воспитания дошкольников, как природное и социальное окружение, в котором они живут. Дополняет перечень средств патриотического воспитания художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игровая и трудовая деятельность, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Однако, как показывает практика, перед педагогами дошкольного образования стоит проблема поиска эффективных форм работы с детьми, определения взаимосвязи средств воспитания, позволяющих успешно решать задачи формирования основ гражданственности и патриотизма
у дошкольников. Сложность решения задач патриотического воспитания определена возрастом детей – все чувства только зарождаются и не могут быть сформированы окончательно.

Данные факты определяют актуальность областного социально-педагогического проекта «Письмо другу».

Сроки реализации: сентябрь 2021 года – август 2022 года.

Цель проекта – воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природными и социальными объектами ближайшего окружения; развитие связной речи и культуры общения в процессе написания коллективных писем о своей малой родине сверстникам из других районов Минской области.

Задачи проекта:

1. Изучить методику организации занятий по живому слову (составление коллективных писем).

2. Определить природные и социальные объекты ближайшего окружения, доступные для восприятия детей дошкольного возраста.

3. Разработать экскурсионные маршруты для детей к природным
и социальным объектам населенного пункта, в котором находится учреждение образования.

4. Включить в образовательный процесс проведение экскурсий
по разработанным маршрутам, виртуальных экскурсий*; проведение занятий по живому слову (составление коллективных писем) в рамках нерегламентированной деятельности.

5. Создать условия для привлечения родителей к участию в реализации проекта посредством организации в выходной день прогулок с детьми к природным и социальным объектам населенного пункта, в котором находится учреждение образования.

6. Организовать переписку между учреждениями дошкольного образования Минской области.

7. Обеспечить трансляцию результатов реализации проекта посредством сайтов.

8. Представить итоги участия в проекте родительской и педагогической общественности в рамках мероприятий на уровне учреждения образования, района, г. Жодино, области.

Основная идея проекта

Систематическая работа по организации для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста экскурсий к природным и социальным объектам ближайшего окружения (виртуальных экскурсий*), коллективное составление писем и переписка со сверстниками из других районов, г. Жодино будут способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о своей малой родине, Минской области и Республике Беларусь, развитию культуры общения и связной речи, воспитанию основ патриотизма и гражданственности.

Основные теоретические положения проекта.

Реализация проекта предполагает:

• определение наиболее интересных объектов в населенном пункте, где находится учреждение образования: природные и промышленные объекты, спортивные и культурные объекты, исторические места;

• разработку планов-схем экскурсионных маршрутов, описание экскурсионных маршрутов (подготовительная часть, ход экскурсии, послеэкскурсионная работа);

• разработку виртуальных экскурсий*;

• включение экскурсий (виртуальных экскурсий*) как формы обучения в образовательный процесс;

• организацию занятий по живому слову в рамках нерегламентированной деятельности воспитанников;

• вовлечение родителей в образовательный процесс посредством организации в выходной день прогулок с детьми к отдаленным природным и социальным объектам населенного пункта, в котором находится учреждение образования;

• организацию переписки с другими учреждениями дошкольного образования Минской области;

• оформление альбома «Моя малая родина в письмах к друзьям» для фиксации результатов переписки;

• создание районных электронных книг «… район в рассказах и рисунках дошколят»;

• создание электронной книги «Минщина в рассказах и рисунках дошколят».

Реализация проекта будет способствовать:

• формированию у детей представлений об интересных социальных
и природных объектах ближайшего окружения, воспитанию основ гражданственности и патриотизма, развитию связной речи, навыков общения и изобразительной деятельности;

• повышению уровня педагогических компетенций родителей в вопросах гражданского и патриотического воспитания детей, организации прогулок с детьми в выходной день; вовлечению родителей в образовательный процесс учреждения дошкольного образования;

• развитию творческого потенциала и профессиональных компетенций педагогов в процессе реализации и представления результатов проекта

Областной социально-педагогический проект «Письмо другу»

 

Малая родина — что мы вкладываем в это понятие? Место рождения. Место, куда тянет. Место, связанное с рассказами родителей, бабушек и дедушек... Наша малая родина— городской посёлок Мачулищи, история которого насчитывает четырёхсотлетнюю историю.

 Мачулищи известны с 1590 года как шляхетская собственность в составе имения Гатово. В 1600 году деревня под названием Мочул принадлежала И. С. Корсаку, позже она была переименована в Мачулищи. Само же название нашего посёлка идёт от слов «мачыла» или «мачула», что означает пруд для замочки льна, конопли, бочек.

С 1791 года поселок стал владением католической церкви. В 1800 – 1815 годах село было в собственности Минского женского бернардинского монастыря. В 1917 в Мачулищах открыли народное училище. В 1924—1930 годах населенный пункт находился в составе Минского округа как самостоятельное поселение.

В 1939 году вблизи Мачулищ началось строительство военного аэродрома. После Великой Отечественной войны продолжилось развитие местной авиационной базы, и в 1953 году Приказом Министра обороны СССР образован военный городок рядом с деревней Мачулищи. А 10 февраля 1997 года Военный городок № 92 преобразован в посёлок городского типа Мачулищи. Именно с этого момента началось активное развитие населенного пункта.

В населенном пункте в достаточном количестве представлена социальная инфраструктура.  На данный момент в  Мачулищах располагается действующая 50-я смешанной авиабаза и 49 радиотехническая бригада, агрокомбинат, провославная и протестантская церковь, 3 детских сада, средняя и музыкальная школы, дом культуры, поликлиника.

Основными достопримечательностями являются Музей в самолёте, Аллея Героев, мемориальный комплекс 121-му Гвардейскому тяжелому бомбардировочному авиаполку, в состав которого входит памятник экипажу Вдовенко, мемориал Героев и погибших в годы Великой Отечественной войны однополчан, биологический заказник «Соколиный», где можно окунуться в прохладу тенистых дорожек экотропы.

МАРШРУТЫ

Виртуальная экскурсия на агрокомбинат «От семечки до прилавка»

Виртуальная экскурсия на агрокомбинат «От семечки до прилавка»

https://drive.google.com/file/d/110sCZYVS9Xhn0yPpLmsE1TOsBnewGVFe/view?usp=sharing

 

свернуть

Соколиная тропа. (Биологический заказник)

Соколиный (белор. Сакаліны) — белорусский биологический заказник местного значения в посёлке Мачулищи Минского района Минской области. Назван по родовому имени пустельги обыкновенной (Falco tinnunculus), гнездующейся на территории заказника.

«Прогулка соколиной тропой»

(рекомендуемый возраст 3+)

Вид маршрута: пешая прогулка, велопрогулка.

Продолжительность : 1-2 часа

 Перед прогулкой: Почитать с ребёнком рассказы и сказки о птицах. Посмотреть картинки. Прослушать голоса различных птиц. Проговорить правила безопасного поведения в лесу.

 Во время прогулки: Загадывать загадки. Рассматривать и сравнивать растения. Собирать букет из полевых цветов. Детям среднего и старшего дошкольного возраста рассказать правила ориентирования в лесу. Рассматривать всех встреченных на пути птиц. Занести с помощью родителей информацию о местах встречи птиц на картосхему территории.(дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет)

 После прогулки: Беседа по итогам экскурсии: какие растения увидели? Какие птицы встретились нам сегодня? Какие еще птицы встречаются вам на территории биологического заказника «Соколиный»? Какие птицы постоянно живут в данной местности, а какие прилетают и улетают? Почему? Беседа об охране птиц и основных угрозах для них.. Впечатления ребёнка (детей). Рисунки птиц.

 

   

 

Интерактивный плакатhttps://www.thinglink.com/scene/1530875776952434689

свернуть

Площадь Героев

На Площади Героев у дома культуры расположен мемориальный комплекс 121-му Гвардейскому тяжелому бомбардировочному авиаполку.

«Площадь Героев»

(рекомендуемый возраст 5+)

Вид маршрута: пешая прогулка, велопрогулка.

 Продолжительность : 1-2 часа

 Перед прогулкой: чтение стихотворений о Великой Отечественной войне. Знакомство с пословицами и поговорками о героизме Рассказ детей о прадедах-воинах. Беседа о правилах безопасного поведения на дороге. Дидактическая игра по правилам безопасного поведения на дороге.

 Во время прогулки: Рассуждение о том, для чего люди создают площади с памятниками. Ознакомление с памятником экипажу Вдовенко и мемориалом Героев и погибших в годы Великой Отечественной войны однополчан. Рассказ о подвиге лётчиков и героизме людей.

 После прогулки: Беседа по итогам экскурсии: куда мы ходили на экскурсию? Кому посвящен этот Мемориальный комплекс? Что есть на Мемориальном комплексе? Легко ли стать героем? Как мы должны почитать память героев? Какой праздник посвящён Великой Отечественной войне? Есть ли в Вашей семье те, кто воевал? Рисунки детей, посвященные победе в Великой Отечественной войне.

   

свернуть

Музей в самолете

Мемориальный комплекс в память воинов‑интернационалистов авиационной части, принимавших участие в войне в Афганистане.Комплекс состоит из мемориальной плиты с именами погибших авиаторов 50‑го отдельного смешанного авиационного полка и самолета Ан‑26 с символическим бортовым номером «50». Открытие мемориала состоялось в июне 2013 года.

https://drive.google.com/file/d/1RUiFBteea-dZ4aAGY9GAH76kCkMJwzL8/view?usp=sharing

 

  

свернуть

Электронная книга "Минщина в рассказах и рисунках детей"

Электронная книга «Минщина в рассказах и рисунках детей»

 
свернуть

Карта переписки Социально-педагогического проекта "ПИСЬМО ДРУГУ"

Наши друзья по переписке

1. Письмо отправлено воспитанникам ГУО «Ясли-сад № 35»

222307 Минская обл., г. Молодечно, ул. Мира, д. 46 А

 

2. Письмо отправлено воспитанникам «ГУО «Раковский ясли-сад «Солнышко»

222365 Минская обл., Воложинский р-н, аг. Раков, ул. Советская 20А

 

3. Письмо отправлено воспитанникам ГУО «Ясли-сад №11 г.Слуцка»

223610 Минская обл., г. Слуцк, ул. Уласовца, 14

 

4. Письмо отправлено воспитанникам ГУО «Ясли-сад №4 г.Несвижа»

222603 Минская обл., г.Несвиж, ул.Советская, д.25

 

5. Письмо отправлено воспитанникам ГУО «Сорочский ясли-сад Любанского района»

223828 Минская обл., Любанский р-н, аг.Сорочи, пер.Школьный, д.1А

 

6. Письмо отправлено воспитанникам ГУО «Ясли-сад № 3 г.Логойск»

223141 Минская обл., г.Логойск, ул.Строительная, д.20

223610 г. Слуцк, ул. Уласовца, 14.

 

7. ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка «Солнышко»

222001 Минская обл., г.Крупки, ул.Полевая, 3

 

8. ГУО «Краснослободский ясли-сад №1»

Минская обл., Солигорский р-н, гп.Красная Слобода, ул.Советская, 39 А

 

свернуть

Письмо из Несвижа

02.02.2022 нам пришло письмо из ГУО «Ясли-сад №4 г. Несвижа». Ребята старшей группы №6 были очень рады получить ответ на своё письмо.

свернуть

Письмо из Молодечно

Письмо из Ракова

Письмо из Слуцка