Основы правового воспитания детей дошкольного возраста
Горячая линия для пострадавших от домашнего насилия по всей Беларуси. Анонимно.
Бесплатно со стационарного телефона
8-801-100-8-801
Общественная организация «Радислава Кризисный центр для Женщин и Детей Общественное Объединение»
г.Минск, ул.Волгоградская, д.21 А
8017-280-28-11; 8029-610-83-55
Общественные и религиозные организации (церковь). «SOS-Детская деревня Боровляны»
Минский район, д. Боровляны, д.18
8017-511-32-12; 8029-890-37-51
Нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
- Конституция Республики Беларусь
- Конвенция о правах ребенка
- Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года №2570-XII «О правах ребенка
-
Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях»;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь 24 февраля 2021 г. № 107 «О правовом просвещении граждан в 2021–2025 годах»
Художественная литература по теме "Правовое воспитание детей дошкольного возраста"
Примеры художественных произведений, где затрагиваются основные права ребенка:
1. Право на имя: Сказка «Три поросенка», М. Ясного «Я придумываю фамилии»;
2. Право на дом, семью, любовь родителей: Читая сказку «Гадкий утенок», можно объяснить детям, что каждый ребенок имеет право на семью, на заботу родителей. А ненецкая сказка «Кукушка» и татарская сказка «Три дочери» показывают нам, что у каждого члена семьи есть не только права, но и обязанности. Так же с данным правом можно познакомиться в сказке Ш. Перро «Золушка», С. Маршака «Двенадцать месяцев», в сказке «Морозко», в произведениях А. Вознесенского, Е Благининой, Н. Артюховой, В. Данниковой.
3. Знакомство с правом на неприкосновенность жилища, имущества: Сказка «Рукавичка», «Теремок», «Три медведя», в сказках «Зимовье», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», в рассказе Н. Носова «Огурцы», у М. Пляцковского «Как две лисы нору делили». Сказка «Заюшкина избушка» может навести детей на размышление: есть ли где-нибудь на земле места, где дом был бы сделан из льда и снега. А главное – ответить на вопрос, кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права, право на неприкосновенность жилища.
4. Право на жизнь: Читая сказки «Кот, лиса и петух», «Серая шейка», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Снегурочка»,«Царевна лягушка»,«Гуси-лебеди, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, сказка Ш. Перро «Красная шапочка», рассказ М. Пришвина «Жаркий час», «Гадкий утенок» Г. -Х. Андерсена, нужно довести до сведения детей, что каждый человек имеет право на жизнь, и никто не вправе покушаться на жизнь и здоровье человека.
5. Право на медицинское обслуживание: раскрывается в«Сказке о молодильных яблочках и живой воде», у К.Чуковского: «Мойдодыр», «Айболит»
6. Право на получение образования: А. Толстой «Золотой ключик», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», С. Маршак «Кот и лодыри», Л. Толстого «Филиппок»
7. Право на отдых: в стихотворении О. Высотской «В нашем детском саду», у Ш. Перро «Золушка».
8. Право на труд: русская народная сказка «Репка».
9. Право не подвергаться жестокому обращению, на защиту от насилия и жестокости: Сказки:«Лисичка сестричка», Ш. Перро «Мальчик с пальчик», «Золушка», Г. Х. Андерсон «Гадкий утенок»,«Дюймовочка», А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», «Двенадцать месяцев», «Морозко».
10. Право на сохранение индивидуальности, на свое мнение: Сказки «Сивка – бурка»,«Журавль и цапля», М. Пляцковский «Фонтан, который умел плавать», К. Д. Ушинский «Ветер и солнце», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».
11. Право на свободу, на человеческое достоинство: Сказки «Царевна лягушка», Г. Х. Андерсон «Дюймовочка». Прочитав сказку В. Гаршина «Лягушка – путешественница» можно обсудить, как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения.
Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что художественная литература является одним из социально-педагогических средств формирования личности.