Летний оздоровительный период

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 92 дня 
(с 1 июня по 31 августа).

Деятельность учреждений дошкольного образования в летний период направлена на решение следующих задач:  

  • формирование культуры здоровья детей раннего и дошкольного возраста посредством организации и проведения комплекса мероприятий, в том числе создания здоровьесберегающей предметно-развивающей среды, направленных на повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников, в том числе с ОПФР;
  • воспитание культуры безопасности жизнедеятельности на основе практического применения детьми раннего и дошкольного возраста, в том числе с ОПФР, правил безопасного поведения в процессе решения проблемных (игровых) ситуаций в различных видах детской деятельности;
  • формирование основ эстетической культуры воспитанников средствами музыкального и изобразительного искусства, художественной литературы.

Во время летних каникул занятия с воспитанниками не проводятся. При этом в образовательный процесс включаются мероприятия физкультурно-оздоровительной (утренняя гимнастика; подвижные игры и физические упражнения на прогулке; физкультурные досуги, праздники, дни здоровья; закаливание) и художественно-эстетической направленности (изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора), которые проводятся с воспитанниками ежедневно на улице за исключением неблагоприятных метеорологических условий (дождь, сильный ветер и пр.)

Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности включают:

  • утреннюю гимнастику;
  • подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках;
  • физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья;
  • самостоятельную двигательную деятельность воспитанников. 

Мероприятия художественно-эстетической направленности включают:

  • изобразительную деятельность воспитанников (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
  • музыкальную деятельность воспитанников (развлечения, праздники);
  • ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

Детский травматизм летом

Лето – долгожданное время для отдыха и для взрослых, и для детей. Но при всех своих плюсах: солнце, теплые дни, плавание – летняя пора таит в себе и много опасностей.

Прежде всего, это травмы, количество которых за летний период возрастает.

Что грозит детям в летнее время?

Характер травм, получаемых детьми, разнится в зависимости от их возраста. Дети дошкольного возраста больше подвержены так называемым бытовым травмам – то есть тем, которые были получены дома, на прогулке, на даче, в путешествии. И, поскольку в летние месяцы дети большую часть своего времени проводят на свежем воздухе, то опасность травм возрастает.

Даже легкие травмы могут быть опасными.

Дети дошкольного возраста целиком зависят от того, как взрослые способны помочь им в случае беды. И не стоит думать, что ушиб, порез или укус мошки — это пустяк, который «сам пройдет». В случае обширной гематомы боль может беспокоить ребенка очень долгий период, порез, ссадина могут инфицироваться, а укус обычного комара — вызвать аллергическую реакцию. Именно поэтому, первая помощь должна оказываться немедленно.

Как оказать первую помощь, если ребенок порезался или получил ссадину? Про сильные порезы и рассечения речь даже не идет, тут выход только один – срочно к врачу.

Если повреждение поверхностное нужно, прежде всего, аккуратно промыть ранку от попавшей туда грязи прохладной кипяченой водой.

Дезинфицировать порез или ссадину можно перекисью водорода, раствором мирамистина или хлоргексидина.

Что делать, если ребенок обжегся?

Если это ожог 1 степени, т. е кожа немного покраснела, его следует охладить при помощи воды, затем дать высохнуть. При ожогах 2 и 3 степеней – срочно к врачу!

Что делать если ребенок был укушен насекомым? Если вы знаете, что у ребенка нет аллергии на укусы, то нужно удалить жало (если это была пчела) и приложить что-то холодное на 3-5 минут.

После обработки поврежденного участка кожи, лучше на ожог наложить мягкую повязку, которая предохранит ранку от инфицирования.

А если это ушиб или растяжение?

Следует дать пострадавшей части тела (чаще всего, это конечность) покой. Приложить к больному месту холод (можно даже лед из холодильника) примерно на 5-10 минут.

Не теряя времени, обработать место ушиба обезболивающим средством.

Выезжая с ребенком за город или в отпуск, обязательно нужно брать с собой аптечку со всеми необходимыми средствами для оказания первой медицинской помощи. В аптечку обязательно должны входить медицинские препараты для заживления ран с противомикробным и антисептическим действием. Но если произошли серьезные травмы (переломы, ушибы, сотрясения мозга, следует оказать первую медицинскую помощь и немедленно обратиться к врачу.

свернуть

Неотложная помощь при тепловом ударе

Что такое тепловой удар, откуда он берётся, почему он опасен для здоровья, как он выглядит в реальной жизненной ситуации, и, самое главное, как с ним бороться?

Первое: тепловой и солнечный удар это одно и тоже.

Второе: нормальная температура тела здорового человека колеблется в диапазоне от 36,2°Сдо 37,0°С. Зависит эта нормальная температура тела от баланса продукции тепла и его расхода. Образуется тепло в организме за счёт мышечной работы и обменных процессов в клетках тела. К мышечной работе следует отнести и привычную для нас деятельности, т.е. дыхание, ходьбу и т.д. Регулирует в нашем организме все эти процессы головной мозг. Он является частью центральной нервной системы.

ТЕПЛОВОЙ УДАР – это равномерное повышение температуры тела под воздействием внешней среды. Обратите внимание, что речь в данном случае не идёт о простуде, заболеваниях головного мозга или отравлениях.

СОЛНЕЧНЫЙ УДАР – состояние, возникающее из-за сильного перегрева головы прямыми солнечными лучами, под воздействием которых мозговые кровеносные сосуды расширяются и происходит прилив крови к голове, отек мозга.

Откуда берётся этот тепловой удар?

Помимо воздействия внешней среды, о котором мы поговорим чуть ниже, надо уделить особое внимание нашим привычкам.

Неуёмная жажда получить удовольствие от жизни нередко приводит нас к нежданным проблемам. Многие из нас не знают чувства меры! Авторы данного сайта, естественно, тоже многое прошли на себе. Вспомните, с каким девизом мы ходим загорать? Правильно – пока не облезем!!! Когда мы идем на ненавистный огород? Правильно – когда солнце в зените! Когда нам особенно сильно хочется посмотреть закат в Африке? Конечно, когда у нас зима! Зачем нам их закат, если у нас лето?

Итак, причинами перегревания могут являться:

  1. Прямое воздействие солнечных лучей.
  2. Длительное нахождение в помещении с высокой температурой воздуха (баня, закрытый автомобиль на открытом солнце).
  3. Физическая работа при высокой внешней температуре.
  4. Резкая перемена привычного климата на жаркий и влажный.
  5. Распитие спиртных напитков в условиях повышенной температуры окружающей среды.

Почему становится так плохо, опасно ли это?

Хотим мы, к примеру, подзагореть, приходим на пляж и начинаем сравнивать бледного себя с потными красно-коричневыми телами вокруг. Сравнение, естественно, не в Вашу пользу. Следующим Вашим шагом становиться принятие твёрдого решения стать таким же, как все «нормальные люди». Дальше типичный сценарий – ищем самое «выгодное» место на пляже и забываем о времени. Проходят незамеченными отмеренные наукой, несколько минут, предназначенные для получения первой порции ультрафиолета. Нам этого, само собой, мало! Всё бы ничего, если бы дальше мы не стали, перегреваться…

В начальной стадии перегревания происходит борьба организма с любезно предложенными ему излишками тепла. Расширяются сосуды кожи, происходит усиление потоотделения, учащение сердцебиения и дыхания. Все эти меры организм предпринимает как компенсаторные. Каждый человек индивидуально, в зависимости от своего возраста и здоровья, может разное по продолжительности время, освобождаться от лишнего тепла. Немаловажное значение, конечно, имеет и время пребывания в неблагоприятных условиях. Если вовремя закончить самоистязание, то большого вреда здоровью не будет!

Если продолжить «получение удовольствия» от жизни, то компенсаторные процессы начинают перерождаться в патологические. Длительное расширение сосудов кожи приводит к падению артериального давления. Обильное пропотевание приводит к потере жидкости, а самое главное, к потере микроэлементов необходимых для нормальной работы клеток. Головной мозг начинает страдать от недостачи кислорода. В комплексе всё это приводит к обострению хронических заболеваний и к возникновению непредвиденных ситуаций: длительной потере сознания, судорогам, инфаркту сердца. А вот это уже не шутки, особенно для детей и людей с проблемами сердца, сосудов и нервной системы.

Как выглядит тепловой (солнечный) удар в жизни?

Степени тяжести перегревания:

1-ая лёгкая степень характеризуется: покраснением кожи, усиленным потоотделением, общей слабостью, головной болью, тошнотой, учащенным сердцебиением и дыханием. Температура тела повышается до 38°С-39°. Артериальное давление остаётся в привычных для человека цифрах. Иногда возможны носовые кровотечения.

2-ая средняя степень тяжести характеризуется: покраснением кожи, умеренным потоотделением, резким снижением подвижности, неуверенными движениями, шаткой походкой, головной болью, сопровождающейся тошнотой и рвотой, создаётся впечатление, что человек хочет спать. Учащаются пульс и дыхание, температура тела повышается до 39°С-40°С. Артериальное давление может снизиться.

3-я тяжёлая степень тяжести характеризуется: выраженной краснотой кожи, позднее она становится бледно-цианотичной. Происходит снижение потоотделения до полного его прекращения. Появляется бред и галлюцинации, может произойти длительная потеря сознания, возможно возникновение судорог. Дыхание становится поверхностным, учащённое сердцебиение сменяется резким его учреждением. Артериальное давление продолжает снижаться, а температура тела повышается до 41°С.

Как Вы можете помочь человеку в данной ситуации?

  • Если вы видите, что человеку плохо, то необходимо вызвать врача, независимо от вашей уверенности в своих силах.
  • Если нет возможности вызвать врача, то нужно постараться самому доставить человека в больницу.
  • Не стесняйтесь позвать на помощь, возможно, среди окружающих людей есть профессиональный медик или сотрудник службы спасения. Ваши действия могут в прямом смысле слова спасти человеку жизнь.
  • До появления профессиональной помощи начинайте действовать.

Неотложная доврачебная помощь при перегревании:

  1. СРОЧНО! Устраните тепловое воздействие.
  2. Уложите человека в тени, желательно на продуваемое место. Если человек находится в бессознательном состоянии, то его необходимо уложить в устойчивое положение набок. В случае рвоты это положение предотвратит проникновение рвотных масс в дыхательные пути.
  3. Освободите пострадавшего от верхней одежды.
  4. Смочите лицо и тело прохладной водой, но не холодной. На голову положите что-нибудь холодное. Можно обернуть тело пострадавшего мокрой тканью.
  5. Давайте вдыхать пары нашатырного спирта, если пострадавший «пытается» потерять сознание или уже его потерял. Если у Вас нет нашатырного спирта, привести пострадавшего в чувство можно массажем нервных окончаний височных областей и верхней губы, мочек ушей.
  6. Если пострадавший находится в сознании и может сам глотать, обязательно проведите борьбу с обезвоживанием. Давайте пострадавшему прохладное питьё небольшими глотками каждые 5-10 минут. Поить лучше минеральной водой или специальным раствором, купленным в аптеке.
  7. При отсутствии признаков дыхания и сердцебиения приступите к сердечно - лёгочной реанимации.

Помните:

  • Нельзя резко охлаждать больного погружением в холодную воду! Это может привести к рефлекторной остановке дыхания с сердцебиения!
  • Нельзя давать медикаменты и питьё пострадавшему через рот, если он без сознания! Это может привести к закупорке дыхательных путей!
  • Нельзя приводить человека в сознание ударами по щекам!

О госпитализации:

Часто пострадавшие отказываются от госпитализации, предложенной «скорой помощью». Нежелание попасть в больницу понятно. Каждый человек сам несёт ответственность за своё здоровье и жизнь. Однако, есть ситуации, требующие всё-таки наблюдения и помощи в стационаре.

Когда же надо ехать в больницу «без разговоров»?

  1. В случаях средней и тяжёлой степени перегревания.
  2. Во всех случаях с выраженной реакцией на перегревание (головная боль с рвотой, значительное повышение артериального давления и т.д.).
  3. Во всех случая, если отмечались судороги и нарушение сознания.

Профилактика теплового удара:

  • В жаркие дни при большой влажности желателен выход на открытый воздух до 10-11 часов дня, позже возможно пребывание в зеленой зоне в тени деревьев;
  • нахождение вне помещения только в головном уборе;
  • основной прием пищи перенести на вечерние часы, ограничение жирной и белковой пищи;
  • вместо воды можно пользоваться подкисленным или подслащенным чаем, рисовым или вишневым отваром, хлебным квасом, отказ от спиртных напитков, одежда должна быть легкой, свободной, из хлопчатобумажных тканей, для постоянного испарения пота. Ограничение употребление косметических средств и кремов как препятствующих нормальному функционированию кожных покровов.
свернуть

Закаливание детей в летний период

Закаливание – система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

Закаливание- обеспечение оптимального сочетания температуры воздуха и одежды ребенка, максимальное пребывание детей на воздухе, рациональная организация сна, водные процедуры.

Закаливание воспитанников осуществляется в соответствии с утвержденной и в установленном порядке учебной программой дошкольного образования.

Для организации закаливания воспитанники должны быть распределены на две группы с учетом состояния их здоровья.

Закаливание воспитанников в учреждениях дошкольного образования должно проводиться с использованием естественных природных факторов: воздух, вода, рассеянные лучи солнца.

Организация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным ее воздействием на организм ребенка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур. Основным требованием для проведения закаливания детей является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений. Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Одностороннее проветривание в летнее время проводится непрерывно.

При закаливании воспитанников должны соблюдаться следующие принципы:

  • Учет состояния здоровья, индивидуальных возрастных особенностей ребенка
  • Комплексность использования всех природных факторов и закаливающих процедур;
  • Постепенность нарастания интенсивности закаливающих мероприятий;
  • Наличие положительных реакций ребенка на проводимые закаливающие процедуры
  • Системность закаливания (оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняют в зависимости от сезона и погоды)

Все дети, посещающие дошкольное учреждение и дети, поступающие из семьи (особенно дети, страдающие хроническими заболеваниями) должны быть заранее осмотрены педиатром, узкими врачами-специалистами (их назначения по оздоровлению детей вносятся в медицинскую карту ребенка со всеми данными о состоянии его здоровья с определением группы здоровья, наличии прививок и рекомендациями по индивидуализации режима дня, оздоровительных мероприятий).

На основании данных в дошкольном учреждении медицинским работником составляется на 01.06. сводная таблица по группам здоровья, закаливания, физкультуры.

Для детей ЧДБ закаливающие мероприятия ни в коем случае не отменяются, но проводятся по индивидуальному назначению. Врач назначает для этих детей специальные лечебно-профилактические мероприятия. В комплексах утренней гимнастики предусматриваются корригирующие упражнения. Недопустимы переохлаждения и перегрев детского организма.

Организация местных воздушных ванн и соблюдение длительности прогулок (пребывание воспитанников на открытом воздухе не реже 2 раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут – 4 часов в зависимости от режима дошкольного учреждения) в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Руководитель дошкольного учреждения вправе принять решение о сокращении длительности прогулок или их запрещении для воспитанников при неблагоприятных погодных условиях (град, гроза, проливной дождь, ураган, при скорости движения воздуха более 2 м/ сек и другое). Закаливание воздухом является наиболее «мягкой» закаливающей процедурой. Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна. В теплое время года рекомендуется дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков)

Организация специальной закаливающей процедуры – общей воздушной ванны, нахождение воспитанников на улице, в облегченной одежде или в майке и трусах. Продолжительность воздушной ванны в первые дни 1,5-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание раздетыми до 15-20 минут.

Организация закаливающего мероприятия – хождение босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава и т.д.) с целью укрепления свода стопы. Начинать надо закаливание в теплые, солнечные дни с температурой воздуха до 22 °С, постоянно увеличивая время с 2-3 минут до 10-12 минут. Хождение по «дорожке здоровья» предусматривает следующий порядок ее элементов: травяной покров, песок, влажный песок, гравий, галька, круглые бревна мостиком, круглые камни, травяной покров. Хождение 2-3 кратное с топтанием по мокрому покрытию (мешковине) от 3 до 10 секунд. Для детей группы ЧДВ – то же, но без влажного песка. Для детей после болезни и ЧДБ рекомендуется хождение по «дорожке здоровья» в колготах и расстегнутой рубашке без топтания на мокром покрытии в течение 2 недель, при температуре воздуха не ниже 20 °С.

Организация закаливающего мероприятия – контрастное обливание ног (можно сочетать с мытьем ног после прогулки). Для здоровых детей обливание ног начинают водой с температурой 24-25 °С, затем 35-36 °С, и опять 24°С. Каждые 3-4 дня температуру теплой воды повышают на 1-2 °С до 40 °С, а холодной соответственно снижают до 16-18 °С. Для ослабленных детей температура воды та же, но другая последовательность: Теплая, холодная, теплая. После процедуры ноги вытирают сухим индивидуальным полотенцем.

Для проведения водных процедур гигиенического мытья ног после прогулки необходимо следующее: скамейка или стулья, деревянные решеточки, емкости с водой, лейки, индивидуальные полотенца для ног.

К местным закаливающим процедурам относятся умывание лица холодной водой, промывание носа, полоскание горла, питьё холодной воды, хождение по воде, игры с водой.

К общим закаливающим процедурам относятся обтирание, обливание всего тела, холодный и контрастный душ, купание в открытых водоёмах, бассейнах-плескательницах. Общие водные процедуры (обливание, обтирание, купание) проводятся не раньше, чем через 3-4 минуты после еды).

Участвуют в организации закаливания воспитанников воспитатели, помощники воспитателей, медицинский работник

Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детского организма несут заведующий и медицинский работник (оценивают эффективность воздействия средств физического воспитания на состояние здоровья, осуществляют контроль за организацией закаливания, методикой проведения закаливания, контролируют санитарно-гигиеническое состояние мест для проведения закаливания, проводят санитарно-просветительскую работу).

Литература:

  1. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО, 2012
  2. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования», утверждённые постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013№ 8
  3. Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь и согласованы Министерством образования Республики Беларусь от 28.04.2001г. №11-14-2- 2001
  4. Шишкина, В.А., Мащенко М.В, Какая физкультура нужна дошкольнику? Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Шишкина В.А. Мозырь , 200.

 

Памятка по контрастному обливанию ног детей в летний период

(извлечение из МР РБ №11 - 14-2-2001)

Контрастные обливания ног – хорошее тонизирующее и закаливающее средство. Благодаря смене температурных режимов воды происходит своеобразная «гимнастика» кровеносных сосудов. Холодную воду следует лить на теплые ноги (т.е. после дневного сна), летом можно сочетать с мытьем ног после прогулки. Для здоровых детей обливание ног начинают водой с температурой 24 – 25°С, затем - 35–36°С, и опять 24– 25°С. Каждые 3-4 дня температуру теплой воды повышают на 1-2°С до 40°С, а холодной соответственно снижают до 18°С. Для ослабленных детей температура воды та же, однако схема иная: теплая-холодная-теплая вода. После процедуры ноги вытирают сухим индивидуальным полотенцем.

 

Памятка по организации хождения детей босиком по «дорожке здоровья» летом

(извлечение из МР РБ №11 - 14-2-2001)

Летом необходимо приучать ходить босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава и т.д.). Начинать надо закаливание в теплые, солнечные дни с температурой воздуха +20 – +22°С, постепенно увеличивая время с 2-3 минут до 10- 12 минут. Можно организовать хождение с использованием элементов «дорожки здоровья», предусмотрев следующий порядок ее элементов:

  • травяной покров,
  • песок,
  • влажный песок,
  • гравий,
  • галька,
  • круглые бревна мостиком,
  • камни, травяной покров.

Для группы ЧДБ детей – то же, но без влажного песка.

 

Памятка по закаливанию детей воздухом летом

(извлечение из МР РБ №11 - 14-2-2001)

Общая воздушная ванна

В летнее время общую воздушную ванну дети могут принимать на улице, раздетые до трусов. Продолжительность воздушной ванны в первые дни МР РБ № 11-14-2-2001 64 1,5-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание детей раздетыми до 15-20 минут.

Контрастная воздушная ванна

Проводится после дневного сна. Путем проветривания устанавливается контрастная температура воздуха в 2-х помещениях групповой: в 1-ом – +14 – +15°С, во 2-м – +20– +25°С. По окончании дневного сна дети в трусах и майках занимаются в течение 10-15 минут двигательной деятельностью, перемещаясь из одной комнаты в другую и подвергаясь тем самым контрастным воздушным воздействиям. Для старших дошкольников разница температур может быть постепенно повышена до 13–15°С. Метод показал хорошую эффективность. В летние жаркие дни в одной из комнат устраивается сквозное проветривание и тогда ребенок, перебегающий из комнаты с более высокой температурой, будет подвергаться воздействию сильного воздушного потока.

«Дорожка здоровья»

Порядок расположения ковриков:

1) резиновый с шипами;

2) циновка;

3) коврик с шипами;

4) ребристая доска;

5) резиновый коврик с полосками

6) ящик с камушками, затем дорожка делится на 2 части:

1-я часть – мешковина, смоченная водой 40°С охлаждается до 35-36°С, за ней полотенце;

2-я часть – дорожка без мешковины, сразу же ковровая дорожка. Закаливание на «дорожке здоровья» необходимо проводить после сна: с детьми 2-3-х лет - по 2-3 ребенка в группе, старше 3-х лет - по 10-12 детей в группе. С пассивными детьми занимаются по группам из 2-3 детей. Дети в трусах и майках после туалетной комнаты выходят в группу, с ними проводятся дыхательная гимнастика и физические упражнения. Затем дети идут на «дорожку здоровья». Хождение 2-3-х кратное с топтанием по влажной мешковине до 10 сек. Для детей после болезни и ЧДБ рекомендуется хождение по «дорожке» в колготах и расстегнутой рубашке без топтания по влажной мешковине в течении 2 недель. Занятия проводятся при температуре воздуха не ниже +20°С. 

свернуть

Организация образовательного процесса летний период

Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.

Содержание образования воспитанников в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:

- включенность педагога в деятельность наравне с воспитанниками;

- добровольное присоединение воспитанников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

- свободное общение и перемещение воспитанников во время деятельности;

- открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);

- интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности воспитанников физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:

- самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

- организованную педагогическим работником деятельность воспитанников, направленную на решение образовательных задач.

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

- утреннюю гимнастику;

- физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);

- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

- активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);

- самостоятельную двигательную деятельность;

- закаливание.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

- комплекс общеразвивающих упражнений;

- обыгрывание сюжета;

- 3-4 подвижные игры;

- физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

- оздоровительный бег на участке;

- элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности воспитанников и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

- повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

- расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание уделяться индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала осуществляться с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

- комплекс подвижных игр (2-3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной);

- профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

- развитие координационных способностей;

- развитие физических качеств;

- совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).

- элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).

- игры с элементами спортивного ориентирования.

- комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления в дошкольном учреждении образования созданы следующие условия:

- включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);

- обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;

- предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;

- индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания включены в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

- ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3ч 20мин – 4ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);

- многократное умывание в течение дня;

- полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;

- дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);

- ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2-5 мин в группе первого раннего возраста до 15-20 мин в старшей группе); по траве, песку.

Художественно-эстетическая работа включает:

- изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);

- музыкальную деятельность воспитанников;

- ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:

- рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;

- проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;

- экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;

- включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);

- освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);

- лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);

- аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);

- конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);

- детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:

- включение изобразительной деятельности в детские праздники;

- проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;

- организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:

- использование музыки в режимных моментах;

- фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;

- проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;

- включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.);

- сольное и коллективное музицирование;

- самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

- на прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки – хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.

Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:

  1. Коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы.
  2. Музыкальные игры с пением, хороводы.
  3. Подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:

- развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения;

- формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве;

- формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;

- развитие музыкально-творческих способностей.

  1. Игры с музыкальными инструментами.
  2. Музыкальные игры-релаксации.

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.

В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.

свернуть

Одежда детей в летнее время

Подбирать одежду детям на летние месяцы следует, учитывая ее специфику. Она должна соответствовать сезону, позволяя активно проводить время на свежем воздухе, отдыхать на природе и наслаждаться солнцем.

Лето – та пора, когда малышам больше всего хочется побегать, придумать новые активные игры, наблюдать за тем, что их окружает. Чтобы все это было возможным, нужно подобрать подходящую одежду: она должна обеспечивать комфорт движений и удобство при активных играх, ведь игра – самое главное занятие ребенка.

Если говорить конкретно об одежде, то для лета лучше подбирать открытые модели. Тогда даже в период жары кожа ребенка сможет дышать, а сам малыш не будет ощущать дискомфорта из-за перегрева. Еще одно достоинство открытой одежды – обеспечение доступа для полезных солнечных лучей. Для ребенка это очень важно, так как солнечное освещение способствует выработке витамина D, незаменимого для маленьких детей. Именно этот витамин оказывает положительное влияние на развитие детского организма, а его недостаток очень сложно восполнить пищевыми продуктами. Мамы должны помнить об этом и обеспечивать детям умеренные солнечные ванны.

Если у ребенка очень светлая кожа, то можно использовать специальные кремы против солнечных ожогов. Однако большинство детей переносит недолговременное пребывание на солнце нормально, и открытая одежда не вредит им.

При выборе одежды для ребенка старайтесь не покупать слишком дорогие модели. Не забывайте, что ребенок не сможет оценить стоимость вещи и запросто сядет в ней на траву, испачкает или порвет во время активной игры. Лучше отдать предпочтение недорогим моделям, чем постоянно одергивать ребенка, запрещая ему бегать и прыгать. Поверьте, что он не ощутит никакой радости от этого, даже если будет одет в самую модную одежду. Наоборот, у него может развиться неприятие дорогой красивой одежды, он станет воспринимать ее как препятствие к играм.

Одежда для детей должна быть сшита из таких тканей, которые позволяют коже дышать. Речь идет о натуральных материалах, которые не дадут малышу перегреться. Натуральные ткани не вызовут раздражения и неприятных ощущений.

Проследите, чтобы в одежде не было тугих резинок, они могут препятствовать кровообращению в конечностях малыша. Лучше всего, если застежки на детской одежде позволят малышу одеваться самому: молния, веревочки отлично подойдут для того, чтобы ребенок учился самостоятельности. Не забудьте о головном уборе, чтобы предотвратить солнечный удар.

свернуть
Меню раздела