Инклюзивная культура

Инклюзивное образование начинается с формирования
инклюзивной культуры, которая характеризуется принятием и
разделением всеми субъектами образовательного процесса (педагогами,
учениками, воспитанниками, родителями, администрацией школы,
детского сада) инклюзивных ценностей, а также
«созданием безопасного терпимого сообщества, разделяющего идеи
сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников,
сообщества, в котором ценность каждого является основой для общих
достижений».

Полезная информация для родителей:

«Родительский клуб»
https://rc.bspu.by/%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B1/

 

«Полезные книги»
https://iio.bspu.by/spisok-knig

 

«Фильмы»
https://iio.bspu.by/hudozhestvennye-filmy-poleznye-filmy

 

«Реальные истории людей»
https://iio.bspu.by/realnye-istorii-i-sobytiya

 

ЦИКЛ ВИДЕОРОЛИКОВ: ЭТИКА ОБЩЕНИЯ С НЕЗРЯЧИМИ (ИНВАЛИДНОСТЬ)

https://beltiz.by/Downloads/etikasar

7 фактов об аутизме

Аутизм может делать удивительные вещи!

Консультация для родителей «Функциональное значение дефектолога в детском дошкольном учреждении»

Дефектология занимается развитием, формированием интеллекта. Это достаточно разно профильная специальность. Профессия находится «в дружбе» с медициной и педагогикой.

Дефектология (лат. defektus - недостаток) - наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. Дефектолог – это специалист, который работает с такими детьми. Целью работы является максимально возможные в силу имеющихся особенностей развитие и адаптация в социальной, учебной, профессиональной сферах.

Профессия дефектолога состоит из четырё х основных специальностей:

1. Сурдопедагог – это педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, проводящий реабилитацию детей с проблемами слуха.

2. Олигофренопедагог -это педагог, специалист, который работает с детьми, имеющими отставания в умственном развитии. Основной целью его работы является корректировка состояния ребенка, адаптация его к жизни в социуме, воспитание и привитие необходимых социальных навыков.

3. Тифлопедагог – это педагог, специалист по обучению и воспитанию слепых и слабовидящих детей, проводящий реабилитацию детей с проблемами зрения.

4. Логопед- это педагог, специалист, который работает со всеми видами речевых нарушений у детей.

В самом начале своей работы с ребенком, учитель – дефектолог проводит беседу с ребенком, после чего осматривает ребенка, с помощью диагностики выявляет имеющиеся нарушения, а проводя беседы с родителями, выясняет обстоятельства, при которых возникло и развивалось заболевание, при необходимости назначает дополнительные обследования и анализирует их результаты. Все это позволяет точно определить характер отклонения и выбрать направление для целенаправленной работы по коррекции.

После проведения первичного обследования детей, родители получают ответы на интересующие их вопросы по организации коррекционной помощи ребенку.

Так для чего же нужен такой специалист, как дефектолог! Что делает в рамках своей работы этот педагог? :

1. Проводит подробное обследование особенностей развития каждого ребенка, определяет способности к обучению, организует работу, которая направлена на максимальную компенсацию и коррекцию пробелов в знании и развитии детей;

2. Формирует или повышает познавательную активность и развивает основные психические процессы у детей, такие как: восприятие, внимание, память, мышление.

3. Формирует, повышает или развивает коммуникативную деятельность детей.

4. Формирует, повышает или развивает ведущий вид деятельности для выбранного (определенного) возрастного периода. Например, для дошкольников ведущим типом деятельности является игровая.

Хочется рассказать об основных направлениях в работе учителя-дефектолога с ребенком :

- формирование элементарных математических представлений

- формирование пространственно – временных представлений

- обучение конструированию : на занятиях по конструированию ребенок овладевает представлениями о пространстве, цвете и форме предметов, координировать движения рук.

- обучение игре: некоторые дети не умеют играть, или же уровень развития их игровой деятельности соответствует более младшему возрасту. Для таких ребят необходимо организовывать специальные занятия, помогающие им "продвинуться" в развитии.

- ознакомление с окружающим миром и развитие речи: ребенок учится видеть окружающие предметы и явления, расширяется круг его представлений, словарный запас, развивается связная речь.

- дидактическая игра: специально организованные игры помогают развивать восприятие, внимание, память и мышление ребенка, моторику рук.

свернуть

Игры для детей с аутистическими нарушениями

Наша цель - дать ребенку понять, что мы не мешаем ему играть (как обычно бывает), от нас даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка. Это требует времени, усилий и терпения.

Можно предположить, что когда ребенок привыкнет к взрослому, и будет чувствовать себя с ним комфортно, потребность в дополнительном комфорте отпадет, ребенок реже будет обращаться во время занятия к своей стереотипной игре.

Но если это все же произошло, не возражайте - возможно, ребенок на занятии получил много новой информации и ему требуется отдых. Параллельно с этой работой ребенку можно предлагать сенсорные игры.

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНЫХ ИГР:

Сенсорными мы условно называем игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:

- зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга,

смешивание):

- слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до

звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

- тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы - большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);

- двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений - ходьба, бег, танцы);

- обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира - от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины).

ИГРЫ С РИТМАМИ

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь

«растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.

В играх с ритмами можно использовать следующие приемы:

- хлопки в ладоши;

- топанье ножками;

- прыжки в определенном ритме;

- проговаривание текстов стихотворений;

- пение детских песенок.

Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:

- сопровождение текста движениями;

- воспроизведение сюжета с помощью игрушек;

- показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать»

пропевание ребенком песенки).

При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше нравятся. 

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

«Твоя ладошка, моя ладошка»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка...»

«Ладушки»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Взрослый садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: «Ладушки, ладушки...»

Если ребенок активно сопротивляется, необходимо прекратить игру.

«Мы на лодочке плывем»

Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.

Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает:

Мы на лодочке плывем,

Тихо песенку поем:

«Ля-ля-ля, ля-ля-ля» -

Покачнулись ты и я...

«Покатаем мячик»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Взрослый катит мяч ребенку на полу или на столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок возвращал мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком.

«На пузырь я посмотрю и потом его словлю!»

Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.

Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.

«Бумажный листопад (снегопад)»

Цель: формирование контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.

В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги (отщипывать кусочки ваты), затем подбрасывать их вверх (либо раздувать) со словами: «Листики (снежинки) кружатся и падают». В конце игры обязательно следует организовать «уборку листьев (снега)».

«Мой кубик, твой кубик...»

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.

Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д. 

«Кто сильнее подует?»

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение»

положительными эмоциями, активизация дыхания.

Взрослый привлекает (побуждает) ребенка (детей) к построению башни из кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики рассыпались.

«Снежки»

Цель: формирование положительных эмоций, активизация психической деятельности, развитие ручной координации.

Взрослый побуждает ребенка подбрасывать вверх изготовленные из ваты снежки, или кидать снежки друг в друга. Затем необходимо побуждать ребенка складывать «снежки» в коробку.

«Молоточек»

Цель: формирование положительных эмоций, формирование способности к подражанию, развитие ручной координации.

Взрослый побуждает ребенка отстукивать определенный ритм или стучать рука в руке, проговаривая стихотворение:

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,

Раздается громкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для ребят.

«Занавесочка»

Цель: формировать произвольный выдох.

Ребенок дует на бахрому, выполненную из бумаги. Предлагаемая инструкция «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).

«Колокольчик»

Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику).

На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик.

Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).

Варианты:

  • использование погремушки, коробочки с мелкими предметами;
  • увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка).
свернуть

Организация интегрированного обучения и воспитания в учреждении дошкольного образования

Интегрированное обучение и воспитание  – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).

Цель интегрированного обучения:

способствовать успешной социализации обучающихся с особенностями психофизического развития.

Задачи интегрированного обучения:

- освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;

- исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;

- обеспечение психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;

- создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;

- формирование позитивно ориентированной личности.

Нормативное правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитания

При осуществлении интегрированного обучения и воспитания необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

- Статья 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании «Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования»;

- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 136 «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;

- Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в дошкольных учреждениях, утвержденные 16 августа 2010 г.;

- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 13 ліпеня 2011 г. № 69 «Аб некаторых пытаннях вывучэння моў асобнымі катэгорыямі асоб з асаблівасцямі псіхафізічнага развіцця»;

- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 135 «О некоторых вопросах обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития»;

- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2013 г. № 130 «Об утверждении Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование»;

- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 92 «Об утверждении Положения о патронате лиц с особенностями психофизического развития и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;

- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью», утвержденное 24.06.2020;

- Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 22 июля 2015 г. № 608 «Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь».

 

 

 

Ведение документации

В учреждениях дошкольного образования, создавших группы интегрированного обучения и воспитания, необходимо наличие следующей документации:

- приказ руководителя учреждения образования о создании групп интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них. В приказе указывается также учебный план специального образования, в соответствии с которым организуется образовательный процесс для ребенка с ОПФР;

- заявления законных представителей обучающихся о зачислении в группы интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса по образовательным программам специального образования. Целесообразно написание заявлений законными представителями всех обучающихся группы интегрированного обучения и воспитания;

- заключение государственного ЦКРОиР с рекомендациями об обучении и воспитании лица с ОПФР по образовательным программам специального образования и учебным планам специального образования с согласием законных представителей с рекомендациями;

- копия свидетельства о рождении ребенка;

- медицинская справка о состоянии здоровья ребенка установленной формы;

- учебный план группы интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год, утвержденный руководителем учреждения образования и согласованный с директором государственного ЦКРОиР;

- расписания учебных занятий по образовательным областям и коррекционных занятий, утвержденные руководителем учреждения образования. В расписаниях указываются названия учебных занятий по образовательным областям и коррекционных занятий, день и время проведения;

- журнал учета проведенных занятий и посещения их детьми (в учреждениях дошкольного образования);

- диагностические карты психолого-педагогического сопровождения. Заполняются в начале учебного года на каждого обучающегося с ОПФР и сохраняются в учреждении образования на протяжении всего времени обучения ребенка;

- тетрадь преемственности в работе учителя-дефектолога и воспитателя дошкольного образования;

- индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения (при необходимости).

свернуть